Города, храмы и дворцы (продолжение)
Крупнейший город Месопотамии – Вавилон раскинулся на площади 1000 га. Древний Урук в два с лишним раза меньше. Ур – всего 230 га. Очень велики ассирийские столицы разных времён: Ниневия (около 730 га), Дур-Шаррукин (300-350 га) и Калах (200-250 га). Афины на пике их славы и могущества в V–IVстолетиях до н. э. занимали примерно 200 га. Подсчёты населения, жившего в городах древнего Междуречья, приблизительны. Ур населяло в эпоху расцвета примерно 50 тыс. жителей. В Вавилоне лучших его времён, по разным оценкам, жило от 200 до 500 тыс. человек В Ниневии – 170 тыс. Много это или мало? Во всей Российской империи начала XXстолетия по количеству жителей Вавилон превосходили только два города – Москва и Санкт-Петербург. Для современной России 300–500 тыс. горожан – это население среднего областного центра, такого, как Архангельск, Астрахань или Смоленск. Но для Древнего Востока Вавилон и Ниневия были городами-гигантами, они поражали воображение современников.
Плитка из дворца в Нимруде. Мрамор,
терракота, ручная роспись. Ассирия. 888-859 гг. до н. э.
Точно известно, что Вавилон существовал задолго до Хаммурапи, а с конца XIX в. там правила царская династия.
Ворота богини Иштар VI в. до н. э.
Главной улицей в месопотамских городах считалась «священная дорога», она же «дорога процессий» или «царская дорога». Дорога предназначалась для торжественных процессий и потому превосходила все прочие улицы шириной. Изначально её строили для торжественного шествия, совершавшегося в Новый год от главного храма города к специальному святилищу, находившемуся за городской стеной. В Ассирии по «священной дороге» царь въезжал в столичную цитадель, возвращаясь после очередного похода.
Самой величественной «дорогой процессий» располагал Вавилон. По ней раз в год провозили статую бога Мардука. Главным зданием на этой «священной дороге» были ворота богини Иштар из голубого эмалированного кирпича – 12-метровые в высоту, украшенные шестью сотнями жёлтых кирпичных быков и драконов. Они притягивали взгляды современников и поразили археологов из немецкой экспедиции Роберта Кольдевея, которые открыли ворота Иштар в 1902 г.
Дворцы месопотамских правителей отличались роскошью и великолепием. Так, например, в Мари были открыты огромный дворец правителя Зимрилима XVIIIв. до н. э. и архив, состоящий из 20 тыс. глиняных табличек. Сохранились тронный зал с многоцветными росписями, множество статуй, ванны, канализация...
Изразцовая облицовка ворот богини
Иштар из Вавилона. VI в. до н. э.
Но Зимрилима превзошли государи Ассирии. Резиденцию ассирийского царя Саргона IIв древнем городе Дур-Шаррукин нашёл французский археолог Ботта. Там среди прочего оказались огромные статуи духов-охранителей шеду с человеческой головой, телом быка и крыльями. При раскопках холма Нимруд (древний Калах) в разное время были обнаружены царский дворец Ашшурнасирпала IIи крепость правителя Салманасара IIIс рельефами со сценами сражений, религиозных обрядов, орнаментами, а также мощные статуи крылатых быков. Но грандиознее всех – дворцы Ниневии. Особенно прославились ниневий-ские рельефы со сценами охоты. выполненные необыкновенно изящно и тонко. Последняя столица ассирийской державы располагала самой большой библиотекой Древнего Востока, парком с экзотическими растениями, множеством храмов.
Зиккурат в Уре. XXI в. До н. э.
Шумеры отличались практическим складом ума и крайней при-землённостью в вопросах религии. У них был обширный пантеон божеств, каждый город знал своего бога-покровители (а иногда и нескольких покровителей). Храмы одно время были у шумеров хранителями зерна, центрами управления повседневной работой... Но к гигантизму при строительстве храмов этот народ был не склонен. Известны древние храмы Эреду, Урука и Ура. Их строили из глины или природного гипса на высоких платформах, украшали росписями, скромной мозаикой, выступами и нишами в стенах. В основном помещении шумерского храма -центральном дворе – располагались изображение божества, алтарь и стол для жертвоприношений, К главному обычно пристраивали ещё два двора. Статую бога или богини делали монументальной, могли покрыть золотом, украсить драгоценными камнями и слоновой костью. Потерять её в результате, например, чужеземного нашествия считалось величайшим несчастьем: бог покидал город и лишал его своей помощи...
Жизнь была опутана, по поверьям шумеров, сетями магии, колдовства, пронизана капризной волей богов. Но если народ шумеров бурно развивался, взрослел, то его боги оставались прежними: они напоминали первых силачей сельской округи. И поскольку никого из «заинтересованных» божеств не следовало обижать, дабы не нарваться на хорошую головомойку, неподалёку от главного городского храма, посвященного богу – покровителю города, шумеры строили маленькие святилища для «второсортных» богов. Крупнейший храм шумерского периода имел размеры 83 х 53 м.
Как пирамиды стали символом Древнего Египта, так символом древнего Междуречья – зиккурат. Это по сути та же пирамида, только состоящая из нескольких высоких ступеней-этажей. Но зиккураты появились далеко не сразу. Скорее всего, форма зиккурата не несёт в себе никакого таинственного магического смысла. Просто храмы строили всё из того же кирпича-сырца, что и обыкновенные дома. И самые монументальные сооружения постепенно «оплывали». А переносить храм на другое место считалось святотатством. Поэтому на первой высокой платформе появлялась вторая – из остатков «оплывшего» святилища, а над ней строилось очередное святилище, «рабочее». Потом и оно становилось платформой... и т. д, Позднее при строительстве храмов стали применять обожжённый кирпич – им обкладывали стены, сложенные из кирпича-сырца. Однако старая архитектурная форма запомнилась, прижилась, и менять её уже не стали. Самый известный из древних зиккуратов был сооружён в Уре, его посвятили лунному богу Нанне.
Золотая голова быка из Ура. XXV в. до н. э.
Наследники шумеров проявили больше рвения в храмовом строительстве. Божества пришлых народов смешивались с местными, получали общие имена, постепенно их образы усложнялись. Главный зиккурат Вавилона – Этеменанки – был посвящен Мардуку. А Мардук соединил в себе черты Асаллухи (бог заклинаний, заступник за людей перед прочими богами) и некоторых других божеств. Этеменанки был отремонтирован и перестроен при нововавилонском царе Навуходоносоре II, в VI в. до н. э Здание представляло собой квадратный в плане массив, длина каждой стороны составляла около 92 м. Над нижней, самой мощной, ступенью возвышалось ещё шесть. Чем выше была ступень, тем меньше в размерах. Верхняя, самая маленькая, и была святилищем Мардука, здесь для него поставили ложе и стол из золота. Этот храм на верхушке зиккурата по размерам уступал современному физкультурному залу в школе. Зато он был вознесён на высоту 90 м! Зиккурат Мардука возвышался над Вавилоном, его мог видеть каждый вавилонянин из любой части города.
В таком виде зиккурат Мардука простоял более 500 лет, постепенно разрушаясь. Он надолго пережил и великий город Вавилон, и всю древнюю цивилизацию Месопотамии...