Колыбель цивилизации
Цивилизацию породил хлеб. Когда его стало много, люди получили верный источник пропитания. И только тогда смогли создать высокую культуру. Но чтобы получить стабильные урожаи хлеба, они должны были прежде всего сплотиться в устойчивые большие общины. А от общин недалеко и до городов... Таким образом, на заре цивилизации, на закате первобытности человечество развивалось по старой русской пословице: «Хлеб всему голова».
Древнейший очаг земледелия сложился на Ближнем Востоке. Ни долина Нила, ни междуречье Тигра и Евфрата, которые по праву считаются центрами первых цивилизаций, первоначально не входили в эту зону. Земледелие в эти страны было принесено извне, с территорий, которые при первых фараонах Египта стали уже окраиной цивилизованного мира. Сельское хозяйство на Ближнем Востоке зародилось в Плодородном полумесяце — области, протянувшейся широкой дугой от Персидского залива вдоль северного края Сирийской пустыни к Палестине и границе Египта.
Плодородный полумесяц
Лепенскии Вир. Одно из ранних поселений, расположенных на Дунае. VI тысячелетие до н. э. Реконструкция.
С окончанием ледникового периода — по мнению большинства историков, около 12 тыс. лет назад — на бескрайних просторах Евразии установился климат, близкий к современному. Большую часть Ближнего Востока заняла сухая степь или пустыня, и лишь на севере, в широкой полосе от гор Леванта и Тавра на западе до гор Загроса на востоке, воды было достаточно. Здесь, зацепившись за высокие вершины, изливались дождём тучи, обильно орошая склоны гор. Горные потоки сливались в большие реки, величайшими из которых стали Тигр и Евфрат. В их долинах воды было даже больше, чем необходимо, и их междуречье стало страной озёр и болот, обильных рыбой, дичью, но малопригодной для жизни человека. Самыми удобными для охотников и собирателей той эпохи стали склоны гор, покрытые густыми лесами, с зелёными полянами и лугами.
Здесь водились дикие козы, бараны, ослы. Среди разнотравья лугов росли и предки будущих культурных растений — ячменя и пшеницы. Дикие злаки рано стали привлекать внимание древних охотников. Об этом свидетельствуют находки специальных кремнёвых ножей, использовавшихся для сбора диких растений. Область Плодородного полумесяца обладала ещё одним преимуществом, имевшим важное значение в жизни наших предков. Горы были богаты обсидианом — вулканическим стеклом, сыгравшим роль главного материала для производства наконечников стрел, дротиков и копий, с которыми древние охотники выходили на охоту, а также изготовления ножей для сбора диких злаков и обработки шкур.
Со временем местные жители стали сознательно сеять в удобных местах ячмень и пшеницу, разбрасывая зёрна на полянах и лугах. Так постепенно были заложены основы земледелия.
Эта эпоха лучше всего изучена на примере древней натуфийской культуры в Палестине. Она датируется X тысячелетием до н. э. и названа по сухому руслу реки Натуф, вдоль которого открыты первые поселения этой культуры. Местные жители обитали в маленьких посёлках, окружённых каменными стенами. Жилищем им служили круглые хижины или пещеры в скалах, в центре которых располагался очаг. Их хозяйство ещё мало отличалось от быта охотников предшествующих эпох. В слоях натуфийских поселений археологи находят кости только диких животных: газели, благородного оленя, косули, лошади, осла, быков. Единственным домашним животным здесь всё ещё была собака.
Однако помимо охоты в их хозяйстве появились и совершенно новые черты, признаки принципиально иного образа жизни. Среди обычных для того времени предметов обнаружено более тысячи пластин особой, нехарактерной для охотничьих культур формы. Они служили вкладными лезвиями первобытных серпов. Кроме того, здесь найдены костяные мотыжки, а также специальные орудия для дробления зерна в виде базальтовых пестов и таких же каменных ступок. Не ограничиваясь этим, жители натуфийских поселений выдалбливали глубокие круглые ямки в скале, которые служили в качестве приспособлений для размола зёрен.
В одной из пещер на горе Кармел, в гроте Эль-Вад, сохранились погребения. Судя по одежде погребённых, натуфийцы носили головные уборы в виде диадемы, щедро унизанные украшениями из трубчатых раковин. На шее у них красовались замысловатые ожерелья из взаимно чередующихся раковин и попарно расположенных клыков оленя. Полоски из раковин украшали и одежду натуфийцев. Исследователи отметили следы сильного износа зубов у представителей натуфийской культуры и пришли к выводу, что это происходило из-за присутствия песка в муке, который попадал туда во время помола зерна.
У первых «земледельцев» существовало своеобразное искусство, во
многом напоминавшее искусство предшествующей эпохи. Натуфийцы украшали
свои изделия резными фигурами животных, как, например, рукоять одного
костяного орудия, из которой вырастает фигура козлёнка, поднявшего
голову. Есть и образцы круглой скульптуры. Из куска кальцита
натуфийский «скульптор» уверенной рукой вырезал, например, голову
человека с низким лбом, резко очерченным ртом и большими миндалевидными
глазами.
Раннеземледельческие культуры Ближнего Востока (VIII - IV тысячалетия до н.э.)
Если обитатели натуфийских посёлков одними из первых начали собирать дикие злаки, то уже в следующем тысячелетии собирательство диких растений стало сопровождаться сеянием хлебных злаков вне их естественной среды обитания. Дикая пшеница, растущая в предгорьях Тавра и Загроса, была найдена на поселениях IX тысячелетия до н. э. в Северной Сирии, в сотнях километров к югу и востоку от тех мест. Дикие растения стали «домашними». Первые хлебные злаки полностью «одомашненного» типа появляются в странах Плодородного полумесяца на рубеже IX—VIII тысячелетий до н. э. Они найдены в Иорданской долине, на крупном поселении древних земледельцев Иерихон, выросшем из небольшого посёлка охотников и собирателей натуфийской культуры.
Судя по размерам зёрен, одомашненные злаки давали вполне приличный урожай и могли конкурировать не только со своими дикорастущими собратьями, но и с другими способами добычи пищи древних жителей Плодородного полумесяца, в частности с охотой.
С такими очевидными преимуществами новый вид хозяйства начал быстро распространяться по окружающим областям. К VII тысячелетию до н. э. пшеница и ячмень стали выращиваться на территории от Анатолии (современная Турция) до нынешнего Пакистана. Земледелие вышло за пределы Плодородного полумесяца, начался новый этап его победного шествия.